Обзор Dragon Age: The Veilguard. Ожидания были низкими, но черт побери
Оглавление Развернуть Раньше Bioware вела дорога приключений Эта игра голосовала за Камалу Подпивасная недоролевуха Мужчины тоже плачут
Новую Dragon Age мы ждали десять долгих лет. И не сказать, что серия остановилась на высокой ноте: Inquisition кому-то понравилась, но у большинства вызвала негодование своими MMO-механиками и затянутостью. The Veilguard сейчас гнобят в основном за неуместное упоминание ЛГБТ*, опуская другие аспекты игры. Мы сразились с древними эльфийскими богами, выбрали свой гендер, по душам поговорили с бинарными и небинарными сопартийцами и теперь хотим рассказать, стоило ли ожидание того.
Содержание:
Раньше Bioware вела дорога приключений
Я не понимаю людей, сделавших Dragon Age: The Veilguard. Неужели они думают, что кому-то, кроме поклонников серии, есть дело до всех этих Соласов, Моров, порождений тьмы, Варриков, Тевинтеров, кунари, Тедасов, храмовников, Инквизиторов, одержимых, Серых Стражей и прочей специфической чепухи? Нет, все это интересно только фанатам, и больше никому. Тогда зачем делать игру, от которой этим самым поклонникам станет дурно?
Человеку со стороны будет сложно разобраться даже в завязке. Спустя несколько лет после финала Dragon Age: Inquisition древний эльфийский бог Солас пытается разрушить Завесу, протагонист срывает его ритуал, из-за чего с той стороны выбираются другие древние эльфийские боги, которые еще хуже Соласа. Выходит довольно скомканное описание, которое мало о чем расскажет непосвященному, хотя речь на самом деле идет о конфликте невиданного прежде масштаба. The Veilguard, конечно, пытается давать какие-то детали, но слишком уж объемной получается экспозиция.
Заметную часть экспозиции толкает Варрик в простеньких, но симпатичных анимированных роликах
Если вы не играли в Inquisition или другие Dragon Age, то не знаете, что в местной вселенной Завеса отделяет реальный мир от мира духов и демонов. Что Солас, притворявшийся всю прошлую игру простым эльфийским магом, на самом деле оказался древним богом по имени Ужасный Волк (тот самый Dreadwolf), а этот барьер создан им же. И теперь Солас хочет собственноручно его уничтожить, потому что вместе с Завесой эльфы лишились силы, мудрости и бессмертия, уступив людям лидерство во всех сферах.
По уровню замута, то есть колоссальности проблем, с которыми сталкиваются герои, The Veilguard на бумаге уделывает все предыдущие Dragon Age вместе взятые. Предстоит одновременно что-то сделать и с древним пробудившимся злом, как в Inquisition, и с фактически начавшимся из-за него Мором, как в первой части, и со множеством локальных политических междоусобиц, как в Dragon Age 2.
На деле же все это оказывается пшиком с диснеевскими злодеями и псевдовыборами, влияющими лишь на то, выживут какие-то персонажи или нет. Важное уточнение: совершенно несимпатичные вам персонажи.
В итоге Солас сам попадает в собственную темницу и идет на переговоры
История фактически поделена на две части. В первой половине игры мы собираем команду, а во второй — готовимся к Суицидальной МиссииTM, которая длится аж четыре главы из шестнадцати. Для успешного ее завершения с минимальными потерями нужно качать репутацию у фракций, которых наплодили целых шесть штук. Это и хорошо известные поклонникам Серые Стражи с Антиванскими Воронами, так и не встречавшиеся ранее Повелители Фортуны, Драконы Тени и тому подобные. У всех есть три уровня доверия к главному герою, которые повышаются прохождением не самых увлекательных дополнительных квестов.
Впрочем, понятно, почему все они не доверяют нашему протагонисту с погонялом Рук. При его создании можно выбрать не только гендер и местоимение, по которому к вам будут обращаться, но и фракцию, к которой герой раньше принадлежал. В каждой из них Рук наворотил делов и поэтому был изгнан, о чем не забудут напомнить коллеги по организации, которых вы обязательно встретите по ходу развития сюжета. Я вот, например, из-за любви к первой части выбрал Серых Стражей — из-за неких закадровых событий моего героя хотели посадить в тюрьму.
Редактор неплох — мне удалось сделать вполне похожего на себя героя
Этой фичей разработчики, видимо, отсылаются к знаменитым предысториям из Dragon Age: Origins, но делают это чудовищно плоско. По факту выходит, что Рука до событий The Veilguard просто не существовало, а единственным моментом его биографии становится тот самый героический проступок, из-за которого он был выгнан со своей службы. Уже за первый час в диалогах упоминание об этом встретится с полдюжины раз, да и в будущем будет неоднократно отсвечивать. Просто ничего другого о главном герое и сказать-то нечего, настолько он пустой.
Не то чтобы сильно выпуклые и напарники главного героя. В играх BioWare отношения с сопартийцами зачастую были важнее основного сюжета, и тут ситуация похожая. Проблема в том, что, как и в Mass Effect: Andromeda, спутники предельно скучные. Их семь, и это в основном отражение взглядов фракций, о которых мы говорили выше. У каждого есть свой скелет в шкафу, которому будет посвящен квест из нескольких заданий. Квесты выполнять нужно, иначе герои помрут на финальной миссии.
Напарники вроде и снуют по экрану, но в реальности помогают мало
Впрочем, раскрытие личных переживаний сопартийцев зачастую приносит страдание игроку. Ведь разработчики не слишком церемонились с канонами и прочим лором: если раньше гномы не умели пользоваться магией, то в The Veilguard знакомая по прошлой части разведчица Хардинг ее внезапно освоит. Если раньше считалось, что грифоны вымерли, то теперь оказывается, что пара афроэльфов во главе с вашим напарником Даврином втайне ото всех смогла вырастить целую дюжину. Сплошная череда притянутых за уши чудес.
Самым отвратительным персонажем стала кунари (большая рогатая женщина) Тааш, которая раздражает, кажется, вообще всех. Остальные герои просто нейтральные, выхолощенные и никаких ярких эмоций не вызывают. По обсуждениям видно, что многим приглянулся Луканис — наемный убийца из Антиванских Воронов, который сосуществует в своем теле с духом Злости. Мне же симпатичны некромант-джентльмен Эммрик с его верным скелетом-слугой и эльфийка Беллара, выступающая здесь в роли Осла из «Шрека». Шутки у нее, правда, несмешные, но это в целом болячка скверной писанины в игре.
В чем Даврину не откажешь, так это в адекватной реакции на подколы — лучше него на остроты реагирует только бог обмана Солас
Эта игра голосовала за Камалу
Главная проблема Dragon Age: The Veilguard отнюдь не в ЛГБТ*. Да, здесь есть все эти дурацкие сцены с признанием собственной небинарности*, извинениями за неправильное местоимение*, есть мужчины с телами женщин* и даже шрамы от трансперехода* в редакторе персонажа и все такое, но это на самом деле не проблема. Более того, большинство ЛГБТ-мути связано с охотницей на драконов Тааш, которая (которые?) как раз и читает лекцию о небинарности. Но если не идти по ее личному квесту, вы узнаете об этом только из интернета.
Главная проблема Dragon Age: The Veilguard в токсичном оптимизме woke-культуры и чудовищно пресных, плохо написанных диалогах. Разговоры лишились вообще каких-либо острых тем, из-за этого больше нельзя отыгрывать злого персонажа в ролевой игре. По той же причине старые герои стали невыносимо душными и жалкими подобиями себя из прошлых частей.
В The Veilguard напихали камео, но они вызывают мало эмоций. Именно встретив Морриган понимаешь, насколько же сильно игра отошла от изначального замысла серии. Если в первой части она была циничной, беспринципной, язвительной и пугающе расчетливой стервой, то тут это просто колдунья, помогающая нашим добрым героям добрым советом. То же самое случилось и с Варриком, который был разгильдяем и рубахой-парнем, а ныне стал исполнителем ободряющих речей и почему-то отдал власть над организацией взявшемуся из ниоткуда уголовнику Руку. Бывшая наглая пиратка Изабелла из Dragon Age 2 теперь вообще извиняется за неправильное местоимение.
Интерфейс говорит про Тааш в женском роде. Did you just assume they/their gender?
И вот так — во всем. Выбор здесь эфемерный не только в последствиях, но и даже в отыгрыше: можно быть спокойным или [саркастичным] в духе Fallout 4, но не более того. Злодеем быть нельзя — это слишком нетолерантно и токсично. Туда же и колкие диалоги напарников, которые почти полностью потеряли смысл.
Раньше слушать перепалки дикой ведьмы Морриган с бывшим охотником на магов Алистером было интересно из-за столкновений характеров и мировоззрений героев, теперь же в партии все живут мирно, дружно и друг друга поддерживают. Тьфу.
Появление Морриган и Инквизитора — просто издевка. Они рассказывают о творящихся с городами и странами из первых игр серии ужасах и ничем не подкрепляют свои слова
Даже общий тон игры какой-то дебиловатый, а не мрачно-фэнтезийный. И дело тут, опять же, не в более мультяшном визуале, а в событиях. Если вступление в Dragon Age: Origins приводило нас к масштабной проигранной битве с порождениями тьмы под проливным дождем, с горами трупов, предательством, смертью короля и торжеством антагониста, то в The Veilguard мы бежим по карикатурному волшебному городу, где снуют заскриптованные демоны, а потом гуляем по красивому осеннему лесу и яркому потустороннему миру. В общем, о неудачном вступлении все и так знают из чудовищно воспринятого геймерами летнего трейлера.
Все это могло бы работать, будь в происходящем хоть что-то взрослое или хотя бы впечатляюще жестокое. Иногда что-то такое мелькает — в том же вступлении мы посещаем осквернненную древними богами деревеньку, где жители либо сошли с ума, либо превратились в биомассу. Жаль только, что этот эпизод скоротечен, а других подобных в игре мало. Тут напрашивается такое сравнение: если старые части походили на условную «Игру престолов», то новинка — на «Кольца власти».
Совместное обсуждение командой воспоминаний Соласа — одно из редких светлых пятен в нарративной части
Неудивительно, что в ходе разработки игру из зычного Dragon Age: Dreadwolf переименовали в пожухлое Dragon Age: The Veilguard. Вялый вышел бы волчонок, соевый.
Подпивасная недоролевуха
Окончательно вывести геймеров из себя должно тотальное упрощение всех механик. По сути, The Veilguard это среднего качества клон перезапущенной God of War. Судите сами: здесь нужно уклоняться от подсвеченных атак врагов и бить в ответ несколькими типами основных ударов и скиллами, сюжетные задания представляют собой прогулку по кишкообразным уровням со скриптами и решение простых головоломок, а открытый мир стал примитивной метроидванией.
Про бои можно сказать одно: как слэшер Dragon Age: The Veilguard гораздо хуже, чем Mass Effect: Andromeda как шутер. Не то чтобы все совсем криво, просто игре не хватает ни драйва, ни тактики, ни красоты, ни челленджа. Ковырять болванчиков разных фракций довольно скучно, а вносящие хоть какое-то разнообразие боссы редки, потому что это, по большому счету, те же болванчики с большой полоской здоровья.
Вот такого уровня головоломки по поиску кристаллов ожидают вас в большинстве локаций
Роль напарников в сражениях сузилась и стала напоминать Mass Effect. Раньше в Dragon Age, в отличие от научно-фантастической серии, нужно было напрямую управлять своей партией. Теперь можно лишь отдавать приказы в режиме «тактического прицела». Активных скиллов мало — по три у игрока и каждого из двух компаньонов. Кстати, партия теперь состоит из трех человек, а не четырех, как было раньше.
Тактика свелась к простому прожиманию двух сочетающихся скиллов. Самая частая комбинация: одно умение накладывает на врага состояние «расколотости», а второе его взрывает, нанося дополнительный урон. Вкупе с закликиванием врагов из этого, по большей части, и состоят местные битвы. Можно еще обращать внимание на разные типы защит, которые снимаются разными видами атак. А можно и не обращать: сражения едва ли станут сложнее, просто заметно удлинятся.
Кажется, местные котики не в восторге от нарушения личных границ
Сходства с Кратосом добавляет и возможность бросать некий энергетический щит, аналог топора «Левифан». С его помощью предстоит решать примитивные головоломки с разрушением наборов кристаллов или миазмов Скверны. Если сюжетные пазлы совсем примитивные, то в открытом мире поиски некоторых сундуков могут заставить поднапрячь извилины. Впрочем, учитывая местный лут, лишний раз напрягаться не захочется: вы запросто отыщете добычу получше в следующем в сюжетном задании.
Поглазеть во время боев и прогулок тоже особо не на что. В драках экран перекрывают обильные фиолетовые спецэффекты, арт-дизайн локаций в основном скучный. Исключением можно назвать подводную тюрьму, но только в плане концепции, внешне она тоже не впечатляет. Причем это проблема именно арта, а не технической стороны — хотя бы с последним у The Veilguard все хорошо.
В этом натурально есть что-то диснеевское, не находите?
Качественные текстуры, мягкое освещение, детализированные волосы и разнообразная цветовая палитра — игра выглядит как хороший мультфильм, который могла бы нарисовать Pixar, ориентируясь на взрослую аудиторию. Другое дело, что из-за скучного арта и скучных событий смотреть здесь не на что.
В саундтреке же — нечего слушать. Хоть к работе и привлекли Ханса Циммера с его учеником Лорном Балфом, ни одной запоминающейся темы они не написали. Иногда мелодии могут обыгрывать темы из прошлых частей, и это сразу заметно — настолько яркие и цепляющие у них мотивы по сравнению со всем остальным.
Мы помним, Варрик, и только сейчас поняли, насколько же недооценили ту заварушку
То же можно сказать и про всю игру целиком. Напоминания о былых заслугах Dragon Age скорее делают больно, ведь The Veilguard упоминает былые события и персонажей ради… ничего. Вселенную не дополнили ничем интересным, здесь попросту нет контента, который делает ее объемнее, шире и лучше. Пожалуй, лишь подноготная эльфийских богов получилась занимательной, но это тема из Inquisition, которая мало кому приглянулась. Впрочем, уверен, что новинку полюбит еще меньше геймеров.
Мужчины тоже плачут
Dragon Age: The Veilguard расстроила даже нашего большого босса Илью Комарова, которого не назвать человеком чрезмерно избирательным и критичным в выборе контента: он до сих пор не утратил способность получать огромное удовольствие даже от самого массового продукта. Но от этой игры ему стало плохо.
Выйди этот текст в начале недели, вы бы сейчас читали мою адовую бомбежку. Но я уже преодолел все стадии отрицания, поборол депрессию, справился с ощущением смерти домашнего животного (самым мерзким чувством беспомощности, когда ничего нельзя сделать) и просто отпустил ситуацию.
Что осталось в осадке? The Veilguard — это просто плохая игра. Давайте так: вот просто насрать на повестку, про которую все пишут. Почему никто не пишет, что это отвратительный, плохо сделанный и бездушный продукт? Да, он упакован в очень красивую обертку, но под ней спрятана скучная игра, плохой Dragon Age и… короче, я снова бомблю. Не знаю, что еще добавить. Я просто плакал, вот реально аж до слез обидно было в какой-то момент.
Я ждал десять лет. Выбил платину в Origins, Inquisition, даже вторую часть через силу прошел. И все это классные дарк-фэнтези миры, которые цепляют. Про них есть что вспомнить. А про эту шляпу ничего даже говорить не хочется. Если можно было бы удалять достижения со своего аккаунта, Dragon Age: The Veilguard стала бы единственной игрой, ачивки которой я бы вычистил.
В журналистике есть правило: чтобы не воняло, нужно перестать про это писать. Тогда оно просто засохнет и станет частью сансары. Надеюсь, писать про The Veilguard все перестанут уже в самом ближайшем времени, потому что писать там не о чем.
Илья Комаров Большой босс GG и большой фанат Dragon Age
Ради чего стоит играть:
- Это дорогая фэнтези-игра
- Личная история Соласа вышла драматичной
Что портит удовольствие:
- Пресные диалоги
- Вялые сражения
- Слитые злодеи
- Эфемерные выборы
- Отсутствие ролевого отыгрыша
Итог
Не то чтобы Dragon Age: The Veilguard совсем плоха, но как продолжение серии — это позор, который фанаты ждали десять лет. Игра растеряла всю идентичность и упростила не только геймплей, но и сюжет с персонажами, что критично для проекта от BioWare. Посредственный слэшер с рудиментарными диалогами и примитивной ролевой системой — кому вообще такое сейчас нужно? Хотя цифры онлайна в Steam и не кажутся катастрофой, непонятно, хорошо это или плохо. Кажется, великую в прошлом канадскую студию пора добивать оглушительным провалом, чтобы не мучалась сама и не мучала нас.